Дети ждут.
В нашей работе есть определенные, очень специфические трудности. Их истоки скрыты в доверии детей к миру. Порой детское доверие ослабевает, и мы это ясно видим, когда приезжаем в сиротские учреждения для обновления анкет.
Вы спрашиваете, почему тексты в анкетах больших детей на портале Дети-ждут.рф мало обновляются? Фото новые, а в тексте иногда почти нет изменений: убраны какие-то черты, указывающие на младший возраст, а новостей про ребенка почти и не появилось. Вы резонные замечаете: ребенок же меняется, растет, неужели нельзя расспросить, узнать, что у него делается в душе и жизни…
Рассказываю.
Когда мы в первый раз приезжаем в детский дом, то это большое событие. Наконец-то, все договорились, все организовалось, нас ждут, шеи вымыты под большое декольте…
Дети толпятся, им любопытно и волнительно… подростки смущаются и шутят…
И, конечно, быстро встает вопрос: зачем?
Зачем Вы нас фотографируете?
Мы к этому вопросу готовы. Мы говорим: чтобы найти семью, тем, кто в семью хочет, или друзей по переписке…
Дети часто говорят – друзья ладно. А в семью я не хочу.
Дальше возможны варианты. Чаще всего это: у меня есть мама – папа, бабушка, тетя, они меня заберут. И на заднем плане лицо воспитателя, сообщающее: Ну, Вы сами понимаете, они все так говорят…
Это значит: я не какой-нибудь там брошенный, который только и ждал, чтобы его вывесили в интернете с объявлением «Заберите, пожалуйста, никомуненужногоребенка!» Ну и плюс еще безответственные маневры родственников, которые тоже люди не без совести, им как-то некомфортно, глядя в детские жаждущие глаза, сказать: «Да у меня и без тебя в жизни головняка хватает, так что уж давай, как-нибудь сам… тут тепло, светло и кормят…чем не жизнь!» Поэтому бывают звоночки редкие, визиты под настроение… кого-то когда-то брали на выходные… много ли надо для единственной надежды. Столько, сколько есть. И надежда держится своими цепкими корешками за эту крохотную льдинку…
Дети – люди очень понимающие все. Хоть и излагают версию, что заберут, того гляди, но снисходят: «Ладно уж, фотографируйте!» А под первые фото и разговор. И текст анкеты. И надежда.
А бывают и другие варианты.
Вот вам говорит мальчик 13-ти лет: «Мне очень в семью нужно! Только Вы там напишите, что мне только вместе с братом! У меня брат есть, ему одиннадцать, я его уже два года не видел. Мы раньше вместе, а потом его в другой детский дом перевели. Не знаю почему. Что-то там со школой… А Вы когда нам семью найдете? Сколько ждать? Месяц?»
А ты смотришь на него и понимаешь – родной мой, ну как я тебе найду семью? Какой месяц?
Тебе 13, а брат в коррекционной школе…
Да кто там будет разбирать, что у него педзапущенность… а у тебя уже две ходки в психушку… да кто там будет разбирать, что это нормально, психовать от такой жизни и судьбы… кто бы из нас не распсиховался… а по факту: один коррекционный, другой на учете у психиатра. А он после нашего визита ЖДЕТ. Ждет всей душой. Он же ребенок. Мы же сказали – будем искать семью. Мы же взрослые. Серьезные. С вот такими камерами и светом… директор с нами прямо ну с таким уважением… ждет. Целый месяц. Месяц ожидания – это очень долго.
А потом он все понимает.
На надежду нужны силы. А их и так мало. Сколько можно в пустую надеяться…
Вот это наше название «Дети ждут» я после этой встречи придумала. Они ждут. Даже если не подают вида, даже если отказываются фотографироваться, потому что стыдно надеяться. Потому что другие дети, которые отказались от фотосъемки, смеются нам ним и над его пустой надеждой. Даже если говорят, в ответ на наше желание собрать материала для обновления текста: «Да уже разговаривали…» и замыкаются. Даже если слышат, как воспитатели говорят: «Да ну что вы всё ездите, да никому наши дети не нужны!»
Ждут.
Они – дети, они так устроены. Ждать родителей.
Это я к тому подвожу, почему сложно обновлять первоначальные тексты. Есть много и чисто организационных препятствий, но я даже не о них… о другом...
Нет, все-таки, скажу. Как человек, который несет на своих плечах бремя неоправданной детской надежды, имею право. Простите, если резко.
Анкета ребенка – это не его ЖЖ.
Она не для того, чтобы читать ее годами. Не можем мы раз от разу с одинаковым энтузиазмом «разговаривать» ребенка. Он же понимает, что нет толку с этих разговоров... По эволюции фото тех, кого не берут, обычно прослеживаются все превращения души. Те, кто берут, не сравнивают старые и новые тексты.
Просто, если чувствуете Вы в себе силу духа и готовность хранить верность этому пути, приезжайте и возьмите большого, непростого ребенка. А, если нет, просто помогите работать проекту.
Потому что по этим анкетам больших детей находят их родители.
Не всех.
Не всегда.
Но находят.
Автор текста - Лада Уварова, приемная мама, президент благотворительного фонда «Дети ждут»